
Оценка социального эффекта (social impact) естественна для социальных проектов. Ведь их социальная составляющая – это основное отличие от традиционного бизнеса. Если проекты, направлены на решение конкретной проблемы или снижение ее остроты, то важно оценить, действительно ли это происходит и в какой мере.
Речь, как правило, идет об изменениях физического или психологического состояния, моделей поведения, статуса благополучателей. Например, количество малообеспеченных семей, у которых стабильно повысился доход. Или доля людей с особыми потребностями, у которых зафиксирован рост самостоятельности и независимости благодаря социальному проекту.
Важно и изначальное определение, и планирование социальных целей – позитивных изменений в жизни конкретных групп благополучателей. А также понимание, как именно их достичь, какие факторы и для каких групп обеспечивают и препятствуют достижению социальных результатов.
Это построение логической модели, «теории изменений»: почему, за счет чего, что и в какой последовательности обеспечит изменения, кто вовлечен, какие и почему действия нужно предпринять.
Бывает и так, что запрос на оценку и получение дополнительных данных появляется после запуска проекта. Например, у команды возникает желание проверить, а туда ли они движутся, есть ли вообще какие-то изменения от их продукта, что можно делать иначе, чтобы изменений было больше, нет ли потенциального вреда. Это может быть как внутренний запрос, так и внешний – от доноров, инвесторов и партнеров.
Измерение социальных перемен
Обычно социальные результаты и цели, которые планируется достичь, формулируются в зависимости от той социальной проблемы, на решение которой направлен проект. А также подбираются адекватные показатели, которые бы свидетельствовали об их достижении. При этом важно измерять не только социальные результаты, но и всю цепочку по их достижению, которая состоит из следующих элементов.
Ресурсы (inputs) – то, что вам потребуется для реализации проекта, достижения социального результата. Ресурсы могут быть человеческие, материальные, производственные и другие.
Деятельность (activities) – то, что осуществляется, что вы будете делать для достижения ваших социальных целей, – оказание конкретных услуг, проведение мероприятий и пр. Например, обучающие занятия или поиск рабочих мест людям с с особыми потребностями.
Непосредственные результаты (outputs) – то, что изменится в процессе деятельности. Как правило, речь идет о количественных, качественных результатах – количестве мероприятий, услуг, благополучателей. Например, количество малообеспеченных семей, которые получат реабилитационные услуги за год; количество проведенных консультаций, изготовленных изделий, скачанных приложений.
Социальные результаты (outcomes) – позитивные изменения в жизни целевых групп, которые происходят благодаря проекту. Например, это количество людей, у которых повысился доход благодаря прошедшему обучению или которые трудоустроились благодаря проекту.
Социальное воздействие/социальный эффект (impact) – положительные изменения, которые ожидаются от проекта. Обычно они отдалены по времени и показывают изменения не только в жизни благополучателей, но и в обществе в целом. Например, снижение уровня подростковой преступности в том районе, где запущен социальный проект. Граница между социальным результатом и социальным эффектом довольно зыбкая, многие используют эти понятия, как синонимы.
Одна из распространенных ошибок – измерение только вкладываемых ресурсов и объема предпринятых усилий.
Например, подсчета, сколько произведено продукции, сколько человек воспользовались услугами, обучились, установили мобильное приложение. Такие непосредственные результаты довольно просто измерить. Их учет и измерение также важны для понимания результативности, масштабов проекта. Но, как правило, они ничего не говорят о том, решена ли проблема и есть ли какие-то изменения в жизни бенефициаров.
Одна из основных сложностей при измерении социальных результатов – они часто наступают не мгновенно. Также не всегда понятно, произошли ли изменения именно благодаря вашему проекту или за счет других факторов и игроков.
Например, участник программы по развитию каких-то навыков нашел работу, но параллельно он предпринимал массу иных усилий. Вполне возможно, что он бы и так трудоустроился, без вашей программы. Или, например, в «детских» программах ребенок естественным образом вырос и стал более самостоятельным, а не только за счет ваших усилий. Поэтому оценка социального эффекта – непростая задача.
Самостоятельно проводить оценку социальных результатов довольно сложно и полезно советоваться с опытными специалистами по оценке. Однако не стоит и полностью делегировать эту задачу сторонним экспертам и действовать по принципу «отдали и забыли».
С вашей стороны так же потребуется довольно высокое вовлечение, иначе реален риск, что полученный отчет о результатах будет мало применим в вашей непосредственной практической деятельности, принятии управленческих решений.