Сообщение успешно отправлено
Размер шрифта
А-
А+
Цвета сайта
Aa
Aa
Aa
Изображения
Русский
О фонде Проекты Это полезно Пресс-центр Благоафиша ӘREKET Менің Елiм Стать партнёром Документы Годовой отчет


Разные-Равные: как в Казахстане развивают инклюзию?

Разные-Равные: как в Казахстане развивают инклюзию?

В нашей стране проживают более 110 000 детей с инвалидностью школьного возраста и важной частью их социализации является обучение и участие в общественной жизни.

Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

«В июне этого года был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Мы надеемся, что он придаст новый импульс в развитии инклюзивных практик в системе образования.  Согласно закону, школа должна обеспечить все необходимые условия для получения детьми с особыми образовательными потребностями равного доступа к качественному образованию. Будут адаптироваться и разрабатываться индивидуальные учебные программы, закреплено определение психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе. Вводится подушевой норматив финансирования государственного образовательного заказа на психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями. Все эти нововведения позволят расширить возможности детей для получения образования», - говорит представитель Фонда «Дара» Марал Шешембекова.

Сегодня в Казахстане обучением охвачено свыше 83 000 «особенных» детей, а это почти 76%. Большой вклад в развитие инклюзивного образования в Казахстане вносит проект «Разные-Равные», который реализуется Фондом «Дара» уже на протяжении 8 лет. За это время по всему Казахстану в рамках проекта открыто 46 Кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) и 43 Ресурсных центров инклюзивного образования (РЦ) на базе общеобразовательных школ.

КППК – это учреждение, где особенный ребёнок и его семья могут получить комплексную квалифицированную помощь команды специалистов, таких как дефектолог, психолог, логопед, тифлопедагог, инструктор ЛФК, социальный педагог.

Ресурсный центр - это часть школьного пространства, созданная для помощи учителям в реализации принципов инклюзии в учебном процессе и создания детям с особыми образовательными потребностями безбарьерной атмосферы в классе и школе.

В рамках проекта «Разные-Равные», 15 КППК и 17 РЦ открыто при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» от лица всей группы компаний АО «Самрук-Қазына».

Одной из основных целей проекта является создание модели сопровождения семьи особого ребенка начиная с раннего возраста и перехода в систему школьного образования.

Так возникла идея создания Ресурсных центров инклюзивного образования на базе общеобразовательных школ. Такой подход дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями быть включенным в систему общего образования, получать бесплатную помощь команды специалистов на разных этапах его развития. Здесь с детьми занимаются психолог, логопед, дефектолог и другие педагоги.

В центре могут получить консультацию и учителя, которые работают с детьми, имеющими особенности развития, и родители. В Ресурсном центре также проводится работа по социализации детей, находящихся на надомном обучении. Начиная с 2017 года, помощь в них получили более 560 детей.

В рамках проекта «Разные-Равные» Ресурсные центры открыты в Нур-Султане, Актобе, Усть-Каменогорске, Кокшетау, Шымкенте, Костанае, Петропавловске, Павлодаре, Степногорске, Алматы и других городах.

Помимо Ресурсных центров, в рамках проекта расширяется сеть Кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК).

Кабинеты коррекции оснащены необходимым оборудованием. Здесь есть комплексы для занятий лечебной физкультурой, комната Монтессори, дидактические и наглядные материалы, развивающая и методическая литература, а также программное обеспечение, позволяющее проводить комплексную оценку развития ребёнка и мониторинг эффективности проводимых занятий.

Услуги Кабинета психолого-педагогической коррекции предоставляются бесплатно. Курс коррекционной помощи может длиться от 3 месяцев до года, при необходимости курс может быть продлен. В год один КППК может предоставлять услуги 150 детям с особыми образовательными потребностями.

В КППК коррекционную помощь получают дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения.

«Благодаря расширению сети КППК и Ресурсных центров все больше детей с особыми образовательными потребностями могут обучаться в общеобразовательной школе вместе со своими сверстниками. В центрах, открытых при поддержке Фонда «Samruk-Kazyna Trust», получили помощь уже более 10 500 детей. Поддержка детей с особыми потребностями, в том числе через инклюзивное образование и создание специальных центров – одно из наших приоритетных направлений», - говорит руководитель Корпоративной службы-официальный представитель Фонда «Samruk-Kazyna Trust» Мирас Иргебаев.

В 2021 году в городе Аркалык и селе Карабулак Туркестанской области были открыты новые Кабинеты коррекции, действующий КППК Кордайского района был дооснащен новыми оборудованием и материалами, а также были открыты его филиалы в селах Масанчи и Сортобе, что стало примером для продвижения и расширения спектра услуг детям с особыми образовательными потребностями, проживающих в сельской местности.


Другие новости