Сообщение успешно отправлено
Размер шрифта
А-
А+
Цвета сайта
Aa
Aa
Aa
Изображения
Русский
О фонде Проекты Это полезно Пресс-центр Благоафиша ӘREKET Менің Елiм Стать партнёром Документы Годовой отчет


Made in KZ. Как два глухонемых парня из Кентау вырастили более 700 кг грибов для продажи

Made in KZ. Как два глухонемых парня из Кентау вырастили более 700 кг грибов для продажи

Социальное предпринимательство в Казахстане – явление сравнительно новое. Но с каждым годом представителей этого направления все больше. К примеру, в городе Кентау Туркестанской области открыт небольшой, но успешный бизнес по выращиванию грибов - вешенок.

На предприятии работает два молодых человека с ограниченными возможностями – Владимир Поздняков и Адилет Елшибек. После перенесенного в детстве менингита парни стали глухонемыми. Но это не мешает им быть активными гражданами, приносить пользу обществу и зарабатывать деньги.

 «В радиусе 200 километров в нашем районе нет ни одной грибной теплицы, поэтому наша продукция пользуется большим спросом. Этот продукт популярен среди жителей разных возрастов, в любой семье, а также в кафе, барах, ресторанах. Наши грибы можно не только варить и жарить, но и солить, замораживать, мариновать», - рассказывает Гульнар Ниязова, глава общественного объединения «Эко-Атамекен», который основал предприятие.

Проект работает уже два года. И несмотря на пандемию и приостановку работы ресторанов и кафе, предприятие смогло реализовать более 700 килограммов грибов. Компания располагает небольшой теплицей, всем необходимым оборудованием, а также автомобилем для развозки продукции. 

«Мы очень профессионально подошли к нашему проекту. Изучили успешные практики в крупных городах. Ездили смотреть, как работают грибные теплицы в Алматы и Нур-Султане. И сейчас накопили хорошую базу знаний – разбираемся в таких производственных деталях, как оптимальная температура, освещение, влажность. Знаем, что нужно нашим грибам, и как с ними лучше всего обращаться», - делится Гульнар.

Больше всех в особенностях грибов разбираются сотрудники предприятия - Владимир и Адилет.

«Это идеальное дело для людей с ограниченными возможностями. Один раз показали, объяснили, и ребята все поняли. Выращивать грибы – это спокойное, но полезное занятие, в котором ребята могут реализовать себя сполна и работать лучше, чем нормотипичные сотрудники», - поясняет женщина.

Открытие такого бизнеса стало возможным благодаря проекту «Әрекет» - программе для казахстанских социальных предпринимателей, которую реализует Фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust». Каждый год фонд устраивает конкурс грантов в размере от полумиллиона до трех миллионов тенге. За три года 120 некоммерческих организаций получили гранты, которые стали толчком для полезных общественных инициатив.

Два главных условия – чтобы проекты решали социальные проблемы и были устойчивыми, то есть могли успешно существовать и после того, как деньги гранта будут израсходованы.

То есть быть такими как, к примеру, проект по выращиванию грибов, который работает уже два года, самоокупается и обеспечивает работой людей с ограниченными возможностями.

В 2021 году фонд «Эко-Атамекен» участвует в конкурсе «Әрекет» повторно. Основатели намерены расширить проект – вдвое увеличить площадь теплицы, закупить новый кондиционер и дождевик, который будет работать по таймеру.

Сейчас проходит второй этап «Әрекет». Все заявки на участие уже собраны и рассматриваются конкурсной комиссией. Далее если «Эко-Атамекен» пройдет этот этап, то его сотрудники пройдут обучающую программу «Акселератор», а новички конкурса – программу «Инкубатор». Тренинги будут посвящены темам социального предпринимательства, маркетинга, финансов и юридических аспектов бизнеса. Далее участники представят комиссии свои финальные, скорректированные с учетом обучения проекты. Лучшие идеи получат гранты.

«Мы надеемся, что наша заявка успешно пройдет все этапы. У нас грандиозные планы, и хотелось бы побыстрее воплотить их в жизнь. В прошлый раз нам удалось стартовать с этой инициативой, а сейчас мы намерены масштабироваться», - заключила Гульнар Ниязова.

По словам женщины, сейчас социальное предпринимательство – это новый тренд. Люди хотят делать бизнес, который будет не только приносить прибыль, но иметь смысл, вдохновлять и приносить пользу социуму.  И этой мотивацией «заражаются» все больше казахстанцев.


Другие новости