Сообщение успешно отправлено
Арекет
Размер шрифта
А-
А+
Цвета сайта
Aa
Aa
Aa
Изображения
Русский
О фонде Проекты Это полезно Пресс-центр Благоафиша Менің Елiм Стать партнёром Документы Годовой отчет


КСО - это про влияние бизнеса на человека и окружающую среду

На повестке сегодняшнего дня тема довольно объемная, но вместе с тем, требующая внимания – корпоративная социальная ответственность (КСО). Разобраться в ней нам поможет Алия Кадралиева – эксперт, директор казахстанского офиса CSR Центральная Азия.

КСО - это про влияние бизнеса на человека и окружающую среду

- Для начала давайте попробуем разобраться в том, что такое корпоративная социальная ответственность. Расскажите, откуда взялось это понятие и что оно собой представляет?

- Это одновременно простой и сложный вопрос. Наверное, это мораль и право для бизнеса, правила игры, соблюдая которые, все могут жить, развиваться сейчас и в будущем. 

В 2000 году Международным деловым советом по устойчивому развитию, КСО было определено как постоянное стремление бизнеса вести себя этично и вносить вклад в экономическое и социальное развитие, улучшая при этом качество жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Я бы добавила про влияние на окружающую среду и взяла часть определения из термина «устойчивое развитие» в плане повышения качества жизни и развития текущего поколения без ущерба для будущих. Это относится как к экологическому аспекту, так и к социальному. В целом, сегодня уже нельзя рассматривать экологию, экономику и общество раздельно, это единая система.

Таким образом, КСО - это про влияние компании на людей и окружающую среду.

- У КСО несколько направлений. Какие из них сейчас особенно активно развиваются у нас?

- Если вы имеете в виду 3 аспекта КСО - социальный, экологический и экономический, то, скорее, здесь важна гармония, то есть равноценное отношение ко всем аспектам. Это в контексте страны, мира. Однако, рассматривая отдельные компании, важно понимать, что социально-экологические интервенции (проекты, инициативы, инвестиции), должны быть сфокусированы на отдельных темах, определенных в соответствии с анализом воздействия бизнеса на окружающую среду и общество.

Только в этом случае они будут работать на повышение устойчивости бизнеса, а это наша цель. Например, недропользовательская или перерабатывающая компания, скорее, будет реализовывать проекты, направленные на компенсацию воздействия на окружающую среду. И, в то же время, нет необходимости инвестировать крупные суммы в экологические проекты, если компания оказывает незначительное экологическое воздействие. Однако, следует учитывать как прямое, так непрямое и косвенное воздействие от деятельности компании. Практика показывает, что компании не всегда могут объективно оценить  это.  А ведь именно от этого зависят ключевые направления, по которым будет работать компании в контексте социальной ответственности.

- Почему бизнесу важно заниматься благотворительностью?

- В этом поле проводится много исследований. Интересный момент заключается в том, что сотрудники тех организаций, которые не занимаются благотворительностью, считают, что делается это для повышения репутации. А те, кто является работником организации с активной благотворительной позицией, видят главной целью помощь обществу и отдельным людям. Я думаю, это потому, что просто они уже видели глаза бенефициаров. 

Правильного ответа не существует. Да, компании оказывают благотворительную помощь для повышения лояльности и это нормально. Но эмоциональную и социальную составляющую никто не отменял.

Однако, есть определенные условия, только исполнив которые, бизнес может это делать. Так, базовая ответственность бизнеса - это качественное производство основного товара или услуги, соблюдение законодательства, выплата налогов, заработной платы, создание условий для безопасного труда и так далее. То есть, обязательная составляющая. И только если организация делает это хорошо, без нареканий, благотворительность будет работать и на репутацию и на лояльность.

- Если верить некоторым источникам, Казахстан обладает наиболее развитой практикой КСО среди постсоветских стран. Так ли это? По каким критериям сегодня оценивают успешность внедрения и развития социальной ответственности?

- Как известно, для всех изменений есть внешние и внутренние предпосылки. На развитие КСО в Казахстане в последнее время оказывают влияние и те и другие. Как известно, наша страна является кандидатом в члены ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), а также вступила в другие международные организации и инициативы, которые «вынуждают» нас развивать КСО и отдельные подходы (такие как прозрачность, взаимодействие со стейкхолдерами и т.д.) и предпринимать меры по повышению эффективности  в отдельных темах (изменение климата, защита прав людей с ограниченными возможностями, борьба с бедностью,  развитие альтернативной энергетики и т.д.). Так, многие казахстанские компании уже готовят отчеты по устойчивому развитию. Именно отчетность является одним из важнейших критериев развития КСО. Процедура ее подготовки предполагает полный цикл работ компании по КСО и позволяет достичь основной цели - прозрачности.

Основным стандартом по подготовке отчетности в области устойчивого развития является GRI STANDARDS (Global Reporting Initiative), именно этот стандарт впервые разработал индикаторы КСО и развивает их постоянно.

К внутренним страновым предпосылкам я могу отнести развитие гражданского сектора. Так, именно НПО и гражданские инициативы во всем мире становятся катализаторами изменений отношения бизнеса к решению социальных и экологических проблем. В целом, взаимодействие со стейкхолдерами или заинтересованными сторонами  нашими компаниями еще не используется в полной мере, как инструмент управления устойчивостью.  Партнерство и взаимодействие с различными группами заинтересованных сторон также является критерием развития КСО. Кстати, не многие знают, что для этого также существует стандарт АА1000SES (Stakeholders Engagement Standard), который определяет подходы взаимодействия со стейкхолдерами по вопросам устойчивого развития.

Можно отметить разницу в подходах к КСО крупного и малого и среднего бизнеса. У крупного бизнеса процессы КСО системны, часто связаны со стратегией компании, могут охватить большой пласт проблем, сами проекты могут быть дорогостоящими, длительными.

Малый и средний бизнес работает по наитию, часто без осознанности, системности и здесь основную роль играет личность и чувствительность к проблеме руководителя. Например, если руководитель поклонник здорового питания, то, скорее в продукции это будет отображено. Или, если руководитель лично  сталкивался с людьми с особыми потребностями, то, скорее всего, компания будет помогать именно этой группе.

В целом, КСО развивается параллельно с экономикой. Поэтому можно легко сравнить состояние КСО Казахстана с другими странами. Есть страны, которые сделали шаги по более «агрессивному» развитию КСО, например Индия, которая обязала бизнес заниматься социальными проектами. Но у них свой путь и исходное положение. На мой взгляд, КСО должно развиваться параллельно со страной, экономикой и всяческие инструменты давления будут только снижать ее эффективность.

- Расскажите, пожалуйста, в чем особенность КСО, развивающейся в нашей стране?

- Действительно, в разных странах свой путь развития КСО и я уже говорила о предпосылках развития КСО в Казахстане. Так сложилось, что после получения независимости в нашу страну пришли крупные инвесторы, у которых уже были отработаны подходы КСО и благотворительности. Позже развитие получили и казахстанские компании. Отдельный блок со своим путем в области КСО - это компании, входящие в АО «Самрук-Казына», здесь был принят ряд мер, который способствовал развитию КСО: принятие Кодекса корпоративного управления, создание единого оператора благотворительной деятельности - Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», на сайтах почти всех крупных компаний группы есть раздел, посвященный  КСО.

Надо сказать, что Фонд «Samruk-Kazyna Trust» сыграл  большую роль в развитии КСО не только в группе компаний, но и в стране в целом. Крупные инициативы и проекты даже сформировали определенные тренды. Так, инициативы «Samruk-Kazyna Trust» стали одними из лучших практик и прецедентов и дали возможность как благотворителям так и получателям помощи задуматься о повышении эффективности проектов. 

Как известно, есть три модели развития КСО: американская, основанная на филантропии, европейская, основанная на регулировании и азиатская, основанная на традициях и религии. Мы, имея наследие Советского Союза в виде довольно  жесткого правового регулирования многих аспектов (трудовой кодекс, экологический кодекс, правила, инструкции и т.д.), скорее относимся к европейской модели. В то же время, особенно малый и средний бизнес полагается и на религиозные установки (пожертвования на Курбан Байрам, пытыр, садака, зякят и т.д.)- это тоже стало частью КСО, особенно в благотворительности.

Еще одна особенность «нашего» КСО - недостаточное развитие гражданского сектора. Компании, таким образом, реализуют социальные проекты без здорового давления со стороны общества, это удивительно. Если позволите аналогию, то это похоже на школьника, который самостоятельно  делает уроки, потом собирается и идет на дополнительные занятия, приходит и читает книгу. Идеально! Но это, скорее, редкость. Представьте, что будет, если этого ребенка еще правильно направить? То есть определить направления развития? Также с компаниями, если НПО будут в партнерстве определять векторы, проекты, то эффективность социальных проектов повысится. НПО в данном случае, профессионально занимаясь решением социальных и экологических проблем, знают точно в каких направлениях двигаться, чтобы быть более эффективными.

- Социальная ответственность – это строго про бизнес? Или это явление применимо и к другим сферам?

- Безусловно, социальная ответственность - это не только про бизнес. Так, крупнейшим работодателем во многих странах является государство. Соблюдение прав работников, создание безопасных условий и вообще ответственность перед работником - это ответственность государственного органа в этом случае.

Общественный сектор также является работодателем, а значит, несет ответственность. Кроме того, самое важное - это воздействие. Организация любой формы собственности оказывает воздействие как на общество, так на окружающую среду и, в рамках этого поля воздействия несет ответственность.

- Алия, Вы, как эксперт в области корпоративной социальной ответственности, можете определить основные тренды развития КСО в ближайшем будущем?

- Довольно сложно, но попробую. Думаю, казахстанские компании станут глубже и системнее взаимодействовать со стейкхолдерами и вообще коммуникации по темам устойчивого развития будут развиваться. Общественный сектор попытается сделать шаг к партнерству с бизнесом. Еще больше компаний подготовят отчеты по устойчивому развитию. Еще один тренд, который не является новым, но который стоит рассмотреть - это социальное предпринимательство. Думаю, еще больше компаний включат в свои социальные программы поддержку таких предпринимателей, как устойчивые системы, направленные на решение социально-экологических проблем. Вопросы гендера, прав человека, на мой взгляд, получат большее освещение в политиках компаний.

- Спасибо за интервью!


Новости проекта

comments powered by HyperComments