Сообщение успешно отправлено
Размер шрифта
А-
А+
Цвета сайта
Aa
Aa
Aa
Изображения
Русский
О фонде Проекты Это полезно Пресс-центр Менің Елiм Документы Стать партнёром


Журналистика будущего: что придет на смену традиционным СМИ?

Журналистика будущего: что придет на смену традиционным СМИ?

В Алматы завершился первый день Евразийского Медиа Форума. 22 мая на площадках Форума прошла серия мастер-классов, организованных при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».

Первый мастер-класс провел журналист, основатель компании «Hashtag Our Stories» Юсуф Омар. Темой его выступления стал переход от мобильной журналистики к социальной виртуальной реальности.

Юсуф Омар - многократный обладатель премий в области журналистики, спикер TEDx. С 2010 года он освещал войну в Сирии только с использованием мобильного телефона.

«В Сирии, куда меня доставили с группой повстанцев, самые животрепещущие истории были сняты на сотовый телефон. Да, они были не идеальными: картинка дрожала, звук был не всегда хорошим, но это были живые истории здесь и сейчас. Нам важна правдивость, а не качество кадра.          В эпоху фэйковых новостей именно это приоритет», - считает журналист.

Он также отметил, что «аудитория ценит правдивость, оперативность и доступность информации».

«Семь миллиардов людей с сотовыми телефонами могут стать создателями новостей.  Какова роль традиционных СМИ в это время? Я думаю, традиционные СМИ должны давать аналитику и контекст, а не гнаться за тем, кто первый осветит ту или иную новость, отвезет камеру или отправит репортера. СМИ также должны обучать аудиторию отличать фейки от правды. Эти вещи будут преимуществами, которые помогут сохранить медиа место в мире», - подчеркивает Юсуф.

Он прогнозирует, что уже к 2020 году традиционные СМИ будут значительно отставать от социальных медиа. Поэтому уже сейчас им нужно делать ставку на контекст, факты и аналитику.

«Медиа нужно отодвигаться от централизованной системы, когда целые департаменты работают над разными задачами. Все в команде могут быть MoJo – mobile journalists. Каждый может брать комментарии, снимать и монтировать видео, вести прямые эфиры. Но здесь важно делать упор на качественный контент. В первую очередь создавать правдивые, захватывающие истории в новых форматах. Это поможет выделиться из общего информационного потока», - отмечает основатель «Hashtag Our Stories».

С тем, что людям нужна правдивая реальность, согласна и другой спикер – военный корреспондент Шахида Туляганова.

«Не надо рассказывать про общую картину. Никому не интересно как летают ракеты и какие пули используются. Я часто говорю об этом своим молодым коллегам. Ты стоишь на земле и рассказываешь, что там происходит – всё. Не наша работа - рассказывать о военной тактике, наша работа - рассказывать про людей», - говорит Шахида Туляганова.

Опытный журналист и режиссер не раз бывала в зонах конфликта и именно этой теме была посвящена ее лекция. Быть военным журналистом-женщиной – это освещать войну под другим углом, непривычным для многих.

«Я считаю, что женщин-репортеров нужно больше. Женщины видят войну по-другому. Мужчины рассказывают о том, как войнушка идет, их захватывает театр военных действий. Женщины же сразу идут в деревни, к людям, рассказывают об их жизни. Сейчас стало больше женщин в зонах военных действий и, я думаю, что это хорошо», - делится мнением эксперт.

Однако возможность рассказать всему миру о том, что происходит в очередной зоне конфликта, да и в целом транслировать новости, появилась благодаря спутникам, отмечает Тира Шубарт – журналист, член Королевского астрономического сообщества Великобритании.

Ее страсть – истории о космосе, и тема ее мастер-класса называлась «Эффект Байконура».

По ее словам, снабжение МКС требует ежегодно 350 млрд долларов. Большая часть из них генерируется частными компаниями. Спутниковые технологии влияют на все аспекты нашей жизни, включая наблюдение за беженцами и транспортными потоками.

Авторский мастер-класс от нашего соотечественника – управляющего директора «Select Communication Group» Виктора Елисеева был посвящен конвергентной журналистике в эпоху цифровых СМИ. В ходе выступления казахстанский PR-специалист привел интересную статистику.

«78% пользователей моложе 30 лет в Казахстане смотрят онлайн-видео каждый день. 85% - каждую неделю. 82% используют телефон во время просмотра телевидения», - огласил данные Виктор Елисеев.

По его словам, именно поэтому сегодня мы наблюдаем, как клиповое мышление приходит на смену понятийному.

«Если старшему поколению для лучшего понимания информации нужно было прочитать большую статью, то сейчас люди вряд ли осилят два абзаца. Молодежь разучилась читать. Они умеют складывать буквы, но они очень экономят время. Поэтому самым популярным становится формат видео, как лучший инструмент для донесения информации», - говорит спикер.

При этом Виктор Елисеев сравнил современный медиарынок с кладбищем.

«Сейчас рынок медиа похож на кладбище, с которого выползают люди в поисках работы. Рынок медленно умирает. Первый труп – это печатная пресса. Следующий – региональные телеканалы, которым без государственной поддержки очень тяжело. Третий труп – это новостные онлайн медиа. Трафик дорожает каждый день, что влияет на эти СМИ», - заявляет эксперт.

Медиаменеджер рекомендует обращать внимание не на содержание, а на подачу.

«Для людей, потребляющих контент, как ни странно, содержание менее важно, чем упаковка. Поэтому следите за двумя важными вещами в процессе донесения информации: упаковкой и навигацией. Как выглядит ваш материал и насколько легко его найти – это определяет, найдет ли вас читатель», - заключил Елисеев.

О будущем мира новостей слушателям мастер-классов рассказал выпускающий редактор международных проектов CNN Райан Смит.

«Мы видим, что граница между телевидением и цифровыми платформами размывается. На всех smart-телевизорах есть возможность выйти на такие ресурсы. Думаю, телевидение будет переходить в формат «Телевидение по запросу», когда зрители могут выбрать любой контент, который им нужен в данный момент. Такие платформы как Netflix это подтверждают», - делится мнением Райан Смит.

«Выбирайте аудиторию и выбирайте платформу. Когда у нас есть уже событие, и мы отправили журналиста, мы думаем о том, как правильно подать контент. Каждая команда думает, как дать уникальный материал для каждого устройства и для каждой площадки, на которых мы передаем информацию. Мы постоянно находимся в диалоге с другими командами, чтобы создать уникальный и интересный контент. Предлагаем разным аудиториям разные ракурсы одной истории», - рекомендует Смит.

Отдельной линией в серии мастер-классов прошла тема гендерной сбалансированности в СМИ. Координатор по связям с общественностью структуры «ООН-женщины» в Европе и Центральной Азии Гизем Ярбил Гюрол.

По данным «Global media monitoring project» за 2015 год, женщины занимают всего 23% главных руководящих должностей в медиа в мире, остальные 77% руководителей в СМИ – мужчины.

«Мы видим СМИ ключевыми партнерами в области освещения проблем гендерного неравенства. Медиа являются катализатором социальных перемен. Они могут дать голос тем, кто его лишен. СМИ – это мощнейший инструмент в формировании среды равных возможностей», - делится Гизем Ярбил Гюрол.

Проанализировав выступления экспертов, можно сделать следующие выводы:

- стирается граница между телевидением и цифровыми платформами;

- основным каналом трансляции новостей становятся социальные медиа;

- традиционным СМИ нужно перестать гнаться за скоростью, а акцентировать внимание на качественном контенте;

-  в ближайшем будущем люди получат все возможности для подбора индивидуального контента;

- упаковка и навигация – два важных критерия при подаче информации;

- людям нужна правдивость, оперативность, доступность информации;

- видео – лучший формат для донесения информации;

- в современном мире клиповое мышление преобладает над понятийным.


Другие новости