Сообщение успешно отправлено
Размер шрифта
А-
А+
Цвета сайта
Aa
Aa
Aa
Изображения
Русский
О фонде Проекты Пресс-центр Менің Елiм Документы Стать партнёром


Территория счастья

Территория счастья

В таком большом мегаполисе как Астана есть свои маленькие территории счастья, где дети занимаются творчеством, общаются, познают новое. Но самое главное, что на этих территориях родители и дети узнают друг друга заново, выстраивают доверительные отношения, учатся слышать себя и окружающих.

Семейные дворовые клубы «Замандас» существуют уже 8 лет, туда с удовольствием приходит детвора со всей округи – они посещают разнообразные кружки и обучаются новым навыкам. Порой некоторые из них не хотят уходить домой. О работе клубов, призвании и воспитании современных детей мы побеседовали с директором Общественного фонда «Замандас21» Ляззат Алшиновой.

- Ляззат Елюбаевна, давайте начнем с истории. Как зародилась идея создать общественный фонд, дворовые клубы? Как Вы пришли к этому?

- История начинается с мечты. Я работала с детьми всю жизнь, и моя профессия тесно связана с ними. Я всегда думала, что нужно сделать такого, чтобы помочь нашим детям в трудное время? Чтобы жизнь детей стала счастливой не завтра, а сегодня? И одной из таких моих идей было создать некую «территорию счастья», где можно было бы отвлекать детей, где они бы чувствовали себя счастливыми. Где они могут делать то, что хотят, развиваться, воплощать свои мечты.

Знаете, я никогда не любила лозунг: «Дети - это наше будущее». Дети это не только наше будущее, дети – наше настоящее. Они хотят играть сегодня, хотят кушать сегодня. Так пусть они будут и счастливы сегодня, и тогда завтра они сами себе создадут счастливое будущее, можно не сомневаться в этом.

Вот поэтому, когда у меня только появилась эта возможность, я сразу же ею воспользовалась. А возможность появилась, после того, как я съездила в США по программе IVLP (International Visitor Leadership Program)  программа для профессионалов, для лидеров НПО, тема была “NGO Management of Youth Programs”.

- В каком году это было?

- В 2010 году. Благодаря этой программе я вдохновилась и многому научилась, поняла, как открыть НПО, как работать, как воплощать все эти идеи. Поэтому, вернувшись оттуда, буквально через месяц я уже подала документы на регистрацию НПО. 

8 июня у меня уже была своя организация - «Замандас21», что означает «Современник 21 века». Я начала изучать вопрос организации досуга для детей из социально-уязвимых семей. Подала заявку в один фонд и выиграла грант на создание дворового клуба, назвала его «Дворовый клуб - движение в интересах детей».

Первый свой дворовый клуб я открыла с расчетом на 100-150 детей, при этом включив туда «Услуги для родителей». Услуги для родителей заключаются в том, что я хотела создать для них отдельный клуб, где они получили бы возможность консультации специалистов: психологов, педагогов, как правильно воспитывать детей, привить культуру общения с психологом, диагностику детей, и помощь в укреплении семьи. В итоге получился семейный дворовый клуб.

- Почему был выбран именно формат дворового клуба?

- Мне хотелось, чтобы это было локально. Идея дворовых клубов идет еще с Советского союза, но я свой проект обновила. Инновация заключалась в том, чтобы проводить работу со всей семьей сразу.

В ходе создания модели, у меня рождались принципы, методы и направления работы, я старалась использовать весь свой педагогический потенциал.

В своей работе я использую принцип «четырех Д» – это принцип, взятый из Всемирной организации здоровья для клиник дружественной молодежи. Когда я работаю со своей командой, то поясняю, что услуги должны быть доступны, все приходят добровольно, мы работаем на доброжелательной основе и создаем доверие. И тогда у нас будет Территория счастья.

Идея создания семейного дворового клуба – жизненно важная для всех нас, пусть это маленький кусочек территории счастья, но от него исходит такой свет, такая энергетика, которая будет заряжать тысячи детей и их родителей. Мы пытаемся внести в их жизни изменения, которые приведут к укреплению семьи, улучшению детско-родительских отношений, улучшению отношений в обществе, человечности, взаимопониманию, чтобы не было трагедий, которые в нашем обществе случаются. 

Я хочу, чтобы наши дети росли с добрыми глазами, с открытыми сердцами. Идея была такая – изменить мышление подрастающего поколения, сделать их другими, понимающими и любящими друг друга.

- Работа с детьми - она все-таки непростая. У вас три клуба: совершенно разные дети, совершенно разные характеры. Как Вам удается настроить их на одну волну? Существует ли какой-то особый подход?

- Все начинать надо с себя. Я начинаю с себя. Я хочу создать вокруг себя такой мир, хочу видеть счастливые глаза детей и делаю все, чтобы себя чувствовать счастливой.

Дальше идет работа с командой. Я доношу свое состояние счастья до педагогов, потому что они работают с детьми. Все они люди, и я всегда им говорю: «К нам надо приходить, если вы любите детей, хотите изменить этот мир и делиться своей частичкой любви, добра и счастья». Именно эти качества я и ищу в педагогах.

Нелегко работать даже не с детьми, а с их родителями: очень непросто сдвинуть камень в их душе, отвлечь от мыслей о трудных жизненных ситуациях в семье и нехватки денег. Например, если в семье есть дети с ограниченными возможностями, или женщины, которые остались без мужской и финансовой  поддержки после развода.

Бывает, что люди и в таких ситуациях не унывают, но, в основном, приходят с негативом. И тут в ход идут всевозможные технологии, вплоть до создания уюта и украшения помещений.

Мы проводим обратную связь, и видим, что дети приходят и не хотят уходить домой. Не из-за того, что заняты чем-то, что у нас красиво и так далее. Дети сами зачастую не понимают, почему не хотят уходить. А на самом деле просто в клубах им создают такие комфортные условия.

- Как Вы думаете, то, что детей невозможно «выгнать» из клуба домой – это хороший показатель работы?

- Думаю, это хороший показатель того, что мы создаем в клубах добрую атмосферу. Но с другой стороны, есть дети, у которых дома есть все, чего они хотят, но они не спешат возвращаться домой. Им лучше у нас, потому что дома у них нет этого тепла. И наша задача помочь создать такую атмосферу в семье. 

И да, это хороший показатель работы клуба, потому что дети берут это тепло у нас и несут домой. Мы планируем усилить работу с родителями, потому что видим, что дело идет гораздо эффективнее, когда ведется работа с ними. Мы увеличиваем часы работы, количество тренингов, ведем беседу, учим быть их Ро-ди-те-ля-ми.  

Весь проект направлен  на то, чтобы сделать семьи более полноценными и счастливыми. 70% успеха состоит из работы педагогов и, конечно же, совместной работы с родителями.

- Как поставлена работа с родителями? Они приходят и занимаются вместе с детьми в кружках, участвуют в каких-то тренингах?

- С ними ведется разнообразная работа. Квалифицированные семейные психологи проводят тренинги на выстраивание личностного роста самих родителей. Когда родители получают какие-то навыки,  они раскрываются, открывают в себе скрытые таланты.

При помощи наших специалистов у женщин налаживаются отношения, к примеру, со свекровью, либо с мужем, либо с детьми, либо со всеми вместе. Я знаю множество историй, когда женщины рассказывают, как они смогли выстроить после наших тренингов отношения в семье.

Также организуется тренинг «Дети-родители». Мы приглашаем родителей, и они вместе с детьми делают какую-то общую поделку. При совместной работе, родители и дети будто познают друг друга заново.

Третье – это индивидуальные консультации, групповая деятельность плюс диагностика детей, выявление их талантов. Когда родители с детьми приходят, мы даем им возможность выбора: они сами решают, в какой кружок пойдет ребенок. Диагностика помогает им выбрать, в каком направлении развивать ребенка. Также в клубах мы проводим спортивные мероприятия «Папа, мама, я», вместе готовимся к праздникам и так далее.

- Зачастую, когда мы говорим о семье, работе с родителями, мы имеем в виду мам. А как проводится работа с папами? Ведь он тоже член семьи, он тоже оказывает большое влияние на ребенка… 

- К сожалению, у нас никак не получается выстроить работу с папами, но мы пытаемся. И не первый год. Казахский менталитет очень сложный, особенно мужской. К нам иногда приходили мужчины на заседание клуба «Счастливая семья». Забегали, видели, что одни женщины и убегали.

У нас уже не первый год в планах придумать что-то такое, чтобы завлечь мужчин в наш клуб и провести работу с папами. Однажды у нас в ходе тренинга «Дети-родители» был случай, когда папа узнал, что его ненавидит собственный сын. Мальчик ему в лицо сказал: «Я тебя ненавижу». И при этом объяснил, за что именно. Отец ребенка был в шоке. После тренингов папа поговорил с психологами, и у них улучшились отношения с  сыном, они перешли от авторитарного общения со стороны отца к более дружеским и доверительным отношениям.

К сожалению, в нашем обществе нет понимания того, что нужно ходить к психологу, а это важно. Мужчины очень закомплексованные. Мы неправильно воспитываем наших мужчин. Мы, например, им говорим: «Жігіт жыламайды». Но почему нельзя плакать мальчику? Надо плакать! Пусть он лучше плачет, чем завтра совершит суицид.

У нас в клубах есть такая тенденция: я узнала, что на наши кружки «Юный техник» ходят девочки-подростки. Попросила педагогов узнать, почему они ходят на технические кружки? Оказалось, что у них нет пап. Они ходят, потому что эти кружки ведут педагоги-мужчины, т.е. им не хватает мужского внимания, мужской поддержки со стороны отца, и они находят это в наших преподавателях.

Также существует проблема с мужским воспитанием.  Почему эта проблема возникает? Это нехватка мужской поддержки, нехватка мужского воспитания. Сегодня, когда семьи разводятся, мужчины считают, что они развелись и с детьми, бросают их. Поэтому с мужчинами, наверное, надо работать в большей степени. Причем работать системно, а не для галочки.

- Возвращаясь к теме организации дворового клуба, за восемь лет Вы создали три клуба, 4 лагеря, дворовую хоккейную лигу. С какими сложностями Вы столкнулись? Ведь это непросто.

- Социальная сфера – сама по себе очень сложная. Люди, когда идут в НПО, хотят решать какие-то проблемы. Многие начинают сталкиваться с такими трудностями, как непонимание среди госструктур, общества. В результате многие ломаются, просто бросают и уходят из этой сферы. Они начинают рассуждать так: «Если никому ничего не надо, почему я должен за всех пахать и нести все на себе?».

Выстаивают только те, кто искренне любит свое дело. Это должно быть твоей страстью. Если это не страсть и любовь, нечего тут делать, потому что вы не сможете преодолеть трудности, которые попадаются.

Пробить равнодушие людей очень тяжело. Это равнодушие нас погубит, как и неуважение друг к другу. Трудности заключаются в том, что не все бизнес- и государственные структуры могут и хотят поддержать твой проект. Ты идешь просить помещение для соцпроекта. А тебя посылают в 150 кабинетов. И ты должен эти 150 кабинетов обойти, пройти через всех этих 150 чиновников и доказать им, что это важно. Если вы готовы все это рассказать 150 раз и выдержать, не зная заранее, какой будет результат, вот тогда у вас может что-то получится.

Трудностей много, надо быть очень сильным человеком, чтобы тебя не сломали на пути к твоему проекту. Надо верить в свой проект и надо иметь глубокое убеждение внутри. Надо быть настоящим патриотом. Я все-таки патриот, потому что не могу равнодушно смотреть на детей, которые болтаются без дела на улице, матерятся, курят, не знают, что делать. Я знаю, что у этих детей есть потенциал. Им просто надо помочь.

Когда с детьми случается что-то ужасное, для меня это – стресс. Я все больше убеждаюсь, что надо работать еще больше. Надо создавать еще больше «территорий счастья», чтобы дети не хотели убивать и воровать. Вот ради этого и надо работать.  

В феврале мы стали победителями конкурса среди мировых социальных проектов в Вашингтоне. Когда мне все хлопали, я поняла, что проект – это как ребенок, он должен родиться. Ты его как ребенка кормишь, лелеешь, делаешь все, чтобы ему было хорошо. И в какой-то момент ты понимаешь, что ребенок-то вырос, и начинает сам себе помогать. Наш проект уже сам себе помогает. На сегодняшний  день мы так окрепли, благодаря  Фонду развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust». Из одного клуба выросло сразу три: мы получили помещения.

- Какие самые яркие моменты были в вашей работе?

- Открытие самого первого клуба – это было очень волнительно. Это был страшный подвал, который мы превратили в светлое, уютное помещение и  это был счастливый момент. Я видела, как туда пришли наши первые дети.

Еще был момент, когда я пришла в клуб. Вышел мальчик из кружка «Авиамоделирование» со счастливыми глазами подошел к матери и сказал: «Мама, сегодня был мой самый счастливый день в жизни!». Тогда я прослезилась от счастья. Каждый раз, когда счастливые, радостные дети меня обнимают в клубе - это тоже яркие моменты.

- Что Вас вдохновляет в вашей работе?

- Моя работа (улыбается). Я, кажется, родилась и уже знала, чем буду заниматься. В школе я всегда работала с малышами. После окончания школы я поступила, не раздумывая, в педагогический вуз. И ни одного дня не пожалела о своем выборе. Когда любишь свое дело, никакого другого источника для вдохновения не надо.

- Как педагог с большим опытом, с опытом в социальной сфере, какой совет Вы можете дать молодым родителям, у которых еще совсем маленькие дети?

- Один единственный совет: любить даже ту мысль, когда вы решили зачать ребенка. Вы должны уже заранее любить ребенка, который вот-вот придет в мир. С самого момента, когда вы понимаете, что станете родителями. Любить мужа, семью и строить взаимоотношения так, чтобы ребенок чувствовал любовь, ласку и счастье. 

- Подводя итог, давайте выделим 5 основных принципов, которые, на Ваш взгляд, важны в работе?

1. Применять принцип «4Д»: доступность, добровольность, доброжелательность, доверие.

2. В неполной семье детям не хватает внимания и воспитания со стороны отсутствующего родителя. Поэтому важно восполнять этот пробел, например, давать возможность больше общаться со старшими родственниками, записывать на кружки;

3. Не нужно бояться посещать семейных психологов. Это помогает создавать здоровую атмосферу в доме, в семье, налаживать отношения между детьми и родителями. Когда у родителей все в порядке, то и дети буду расти здоровыми в психоэмоциональном плане, а значит, и счастливыми.

4. Успех такого проекта, как дворовые клубы на 70% состоит из совместной работы педагогов и родителей:

5. Дети это уже наше настоящее. Поэтому нужно сделать все, чтобы они были счастливы сегодня, в том числе, создавать такие центры творчества и дополнительного образования.


Другие новости