Сообщение успешно отправлено
Размер шрифта
А-
А+
Цвета сайта
Aa
Aa
Aa
Изображения
Русский
О фонде Проекты Это полезно Пресс-центр Благоафиша Менің Елiм Стать партнёром Документы Годовой отчет


Дворовые клубы vs букацу: как устроено внеклассное образование в разных странах

Дворовые клубы vs букацу: как устроено внеклассное образование в разных странах

С 1 мая 2021 года в нашей стране вступили в силу законодательные поправки, позволяющие детям посещать кружки и секции на бесплатной основе. Поправки предусматривают в частности введение государственного творческого и спортивного заказов на основе подушевого нормативного финансирования творческих кружков и спортивных секций в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах.

Мы решили сравнить опыт нашей и других стран в организации внеклассного образования школьников и узнать, как организуют свое свободное время дети из США, Японии и Казахстана.

К примеру, в США родители могут отдать ребенка на дополнительные занятия в платные частные секции и делают это, в основном, если дети всерьез нацелены на построение карьеры в том или ином направлении. В других же случаях, американские учащиеся могут посещать дополнительные занятия в своей школе бесплатно – будь то секция по баскетболу, хоккею или драмкружок.

«У родителей, которые хотят, чтобы их дети чем-то занимались, есть три пути. Отдать в кружок при школе, записать в платные городские кружки либо (самый дорогой вариант) определить в частный клуб. Все зависит от того, насколько глубоко ребенок должен быть погружен в процесс, каких результатов ждут от него родители и сколько они готовы за это платить», - делится в своем блоге жительница США Шушаник Хачатурян.

Интересен в этом плане и опыт Японии, где, как известно, проживают самые трудолюбивые люди. Здесь не принято нагружать домашними заданиями учеников начальной школы, однако даже при этом, согласно правилам, каждый японский первоклассник должен выбрать для себя кружки по интересам – один спортивный либо два творческих – и уделять им время шесть дней в неделю после занятий.

В средней школе вплотную начинается работа с одаренными детьми. Для детей 13-15 лет работает множество кружков или клубов по интересам (букацу), самыми популярными направлениями которых являются спорт, программирование, кино, фотография и икебана.

Помимо самой школы есть специальные образовательные заведения «дзюку» — репетиторские конторы, которые предоставляют курсы по разным предметам, а также кружки – «кай». По итогу, как правило, у японских школьников практически не остается времени на отдых – так с ранних лет они привыкают к труду.

Практически все дополнительное образование в Японии – платное, за исключением кружков для учеников начальной школы.

А как обстоят дела с дополнительным образованием в Казахстане? Конечно, у нас, как и везде, есть большой выбор кружков и секций по интересам, работающих как при школах, при дворцах школьников, так и в отдельных заведениях. К слову, сегодня в стране действуют 1272 организации допобразования. Из них 1160 – государственные, 112 – частные.

Между тем, гражданское общество стало работать над этой проблемой уже давно. Так родилась идея создания семейных дворовых клубов, где дети могут заниматься творчеством и спортом бесплатно. Специально для этого создаются пространства, в которых проводятся различные кружки – от вокального до изучения английского. Сегодня в Астане действуют 5 семейных дворовых клубов «Замандас».

На днях исполнилось 10 лет с момента открытия первого клуба. Тогда, в 2011 году в дворовой клуб приходили 116 детей, а сегодня их количество достигает уже 2 500! Здесь дети посещают кружки шахмат, тогызкумалак, домбру, арт-терапию, актерское мастерство, робототехника, каратэ, хоккей и многие другие. Всего – более 30 кружков.

«Самая главная задача – сформировать среду для развития ребенка с разных сторон, создать территорию счастья. Территория счастья – это проявление искренней любви, заботы, уделение внимания ребенку. Когда взрослые создают подобную атмосферу, то ребенок сам будет направлять свой потенциал на саморазвитие, на достижение внутренних целей и покорение вершин. Это проверено на опыте, приобретенного в процессе работы семейного дворового клуба «Замандас», - отмечает директор ОФ «Замандас 21» Ляззат Алшинова.

В отличие, скажем, от японского образования, такие клубы не являются обязательными к посещению, здесь все зависит от желания самого ребенка. Но судя по тому, что количество посетителей «Замандаса» только растет, желание развиваться у детей определенно есть. Во время всемирного карантина преподаватели и психологи клуба «Замандас» не остановили свою деятельность. Занятия продолжаются в онлайн режиме.

«При поддержке нашего дворового клуба «Замандас 21» дети получают бесплатное, качественное, действительно необходимое дополнительное образование в клубе. За эти годы у детей проявились лидерские качества и организаторские способности. Благодаря усилиям, высокому профессионализму и педагогическому таланту коллектива клуба «Замандас», а также поддержке нашего партнера – Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», дети получают исключительную поддержку, навыки и стремление к победам», - отметила Ляззат Алшинова.

Безусловно, такой формат дополнительного образования, где дети становятся не просто учениками, а дружной семьей, очень важен. И чем больше детей будут вовлечены и увлечены этим, тем более осознанное, образованное, достойное будущее их ждет.

Найти дворовые клубы «Замандас» в г. Нур-Султан можно по следующим адресам: ул. Кошкарбаева, 44, ул. Абая, 92/2, ул. Ш.Кудайбердыулы, 28, ул. Шалкоде, 2, ул. Сарыадыр, 3. В скором времени откроется 6-й клуб по ул. Ж. Досмухамедулы, 2 и коворкинг в библиотеке по проспекту Богенбай батыра, 52.


Другие новости